узнать как Московский врач стал ближе вашего логопеда подробнее
ЦКР Центр Коррекции Речи
Москва +7(495)960-60-04 ►Запишитесь на Skype-консультацию◄

АиФ 5: Не заикайтесь на экзамене или как вспомнить всё.

Не заикайтесь на экзамене или как вспомнить всё АиФ Семейный совет, выпуск 02 (267) от 15 февраля 2006 г.
Как вести себя на экзаменах, если у ребенка возникает ступор, запинки или полный речевой блок? Об этом, продолжая обсуждение проблемы заикания и логоневрозов, рассказывает Андрей БЛУДОВ — директор НИЦ Биокибернетики.

ЭКЗАМЕНЫ — это стресс не только для людей с речевыми проблемами: заиканием или логоневрозом. Экзамен может вывести из равновесия речь любого человека. Кто из нас не чувствовал ступор и невозможность нормальной речи во время сдачи устных тестов? Аналогичные проблемы возникали и во время выступления перед аудиторией или проведения презентаций. В этот момент как не позавидовать замечательным рассказчикам, которые перед камерой могут неограниченное время держать внимание аудитории, интересно сопоставлять события. В этом смысле меня восхищает Виталий Яковлевич Вульф, с которым мне однажды пришлось встретиться в программе ”Принцип Домино”, посвященной влиянию речи на собеседника. Мы даже специально исследовали особенности его речи и интонаций.

Что происходит с голосом и речью

В большинстве случаев из-за волнения и возбуждения речевого центра повышается тонус мышц гортани и голосовых связок, и, как следствие, повышается высота голоса (эту проблему мы обсуждали в прошлом выпуске и даже рассматривали схемы). Иногда даже голос ”сваливается” на фальцет. Голосовые связки ведут себя как перетянутая струна. Кроме того, увеличивается подсвязочное давление, что аналогично повышению давления в мехах органа. Голос становится, если послушать со стороны, громким, хотя сам человек не слышит этого — ”симптом глухаря”. Высота голоса во время речи увеличивается с терции на квинту или даже октаву.

При патологическом падении тонуса речевого центра Брока — вторая крайность — голос становится тихим, монотонным, неуверенным. И в первом, и во втором случае нарушается согласованная работа между ассоциативным центром, который строит фразы и предложения, и центром Брока. Как результат, мысли не складываются в правильные фразы, фразы произносятся с разрывами, или вовсе наступает ступор.

”Зажатый” голос влияет на мозг

Нужно помнить, что наш голос — это зеркало электроэнцефалограммы. А ”правильные” характеристики электроэнцефалограммы — гарантия эффективной работы мозга. Стало быть, неправильно работающий речевой аппарат по механизму обратной связи мешает концентрации внимания, подавляет работу ассоциаций и извлечение необходимого материала из оперативной памяти. Неестественная высота голоса вызывает запредельное торможение коры головного мозга. Чрезмерное интонирование — нарушение бета-ритма. Я поясню. Так называемый ”интеллектуальный” бета-ритм мозга имеет частоту до 38 герц. Именно он находится в зоне естественной интонации. Вы, наверное, сами обращали внимание, что люди, которые имеют ”холодную” голову в критических ситуациях никогда не повышают голос и интонации, а поэтому всегда принимают верные решения или находят нужные слова.

Вторая крайность — недостаточное интонирование делает голос монотонным, бледным, неуверенным. Диапазон интонации — около 7–10 герц, а именно на частоте 7–13 герц — звучит природная ”волна страха”, излучаемая тайфунами, землетрясениями и извержениями вулканов, и побуждающая все живое покидать очаги стихийных бедствий. Т.е. голос подсознательно воспринимается слушателями как испуганный с соответствующим отношением к его обладателю.

Вспоминаем то, что забыто

Для того чтобы в критической ситуации ”вспомнить все” и даже то, что давно позабыл или слышал краем уха: первое — необходимо перейти на свою ”природную” высоту голоса, что снимет перевозбуждение коры мозга в целом.

Второе — уменьшить громкость основного тона до естественной, что настроит на оптимальную работу центр Брока. Этот пункт особенно важен для заикающихся. Третье — увеличить силу грудных обертонов, что приведет к активации ”интеллектуального” бета-ритма мозга, ответственного за память и принятие решений. В нашем центре мы обучаем данной методике при помощи визуализации важнейших характеристик речи. И каждый может обучиться держать удар в самых напряженных и ответственных ситуациях, к которым, несомненно, относятся экзамены.

Все вышесказанное касается не только наших пациентов, которые имеют опыт устранения заикание в нашем центре, но и тех людей, у которых возникают блоки при выступлении перед аудиторией, которые не могут вспомнить, что и в какой последовательности говорить, хотя прекрасно знают материал. Для них мы разработали специальную программу.

Далее: АиФ 6: Если у ребенка невнятная речь





На главную от Не заикайтесь на экзамене или как вспомнить всё при помощи голоса

Логоневроз на Rambler's Top100